Алгоритм пространственного сглаживания скоростной модели: принцип, результаты и сравнение с данными DAS-ВСП

А.В. Тулапин*(1), А.Г. Длугач (1), С. И. Рокос (1) (1 - АО "АМИГЭ")

Геологическая модель верхней части разреза (до 300 м) шельфовой зоны часто характеризуется слабоградиентными, с физической точки зрения, средами, скорости продольных волн в которых, как правило, не превышают значений 2000 м/с. Наличие осложняющих факторов в виде дисперсно-рассеянного газа или его скоплений, приводит либо к невозможности оценить скоростной закон по данным сверхвысокоразрешающей сейсморазведки (ССВР) совсем, либо, они, в случае наличия газовых скоплений (высококонтрастные границы с обратной полярностью сигнала) характеризуются пониженными значениям. При наличии в разрезе мерзлых грунтов, что характерно для мелководного арктического шельфа, скоростная модель верхней части разреза определенно будет представлять практический интерес. Оценка скорости в верхней части разреза по данным низкочастотной морской сейсморазведки проблематична, поскольку имеют низкую вертикальную разрешающую способность. Данные ССВР, как правило, выполняются на относительно коротких расстановках (длина базы, в среднем, не более 150 м), что позволяет разрешить скорости в слабоградиентной придонной толще осадков, однако встречает определенные трудности при определении последних на глубинах 200 м и более, особенно при наличии в них высокоскоростных сред. В данном тезисе будут рассмотрены результаты применения алгоритма пространственного сглаживания скоростной модели, который, включает учет скоростных неоднородностей; будет проведено сравнение полученных результатов с данными DAS-ВСП; и, даны рекомендации относительно применения и совершенствования предложенной методики.